В первой части практикума разбираются:
• Основные правила обращения с животными: как нужно держать грызунов в руках, содержать их в клетках и планировать ход эксперимента in vivo
• Принципы поведенческих экспериментов: как минимизировать отвлекающие животного внешние факторы.
Вторая часть практикума посвящена демонстрации поведенческих тестов:
• Открытое поле позволяет количественно оценить выраженность и динамику элементарных поведенческих актов у грызунов в стрессогенных условиях, возникающих в ответ на помещение животного в новую обстановку. Подсчитывается число стоек, груминга, скорость передвижения животного, число пересечений центральной части поля, пройденная дистанция и многие другие параметры, выбор которых зависит от задач и целей эксперимента.
• Приподнятый крестообразный лабиринт представляет собой два закрытых и два открытых рукава. С одной стороны, грызуны стараются избегать ярко освещенные открытые участки, с другой стороны, у них есть стремление исследовать новое пространство => тест можно использовать в качестве скрининга тревожного поведения животных, ориентируясь на соотношение времени пребывание грызунов в двух типах рукавов
• Тест «Перегородка» количественно оценивает «общительность» (коммуникабельность) экспериментальных животных по числу их подходов к перфорированной перегородке, за которой расположено другое животное. Выбор второго животного зависит от задач эксперимента: это может быть, как знакомый агрессивный самец, так и незнакомая нейтральная мышь
• Водный лабиринт Морриса – тест на пространственную память. Животное помещается в круглый бассейн, наполненный непрозрачной жидкостью. Грызуну необходимо отыскать платформу, скрытую в толще воды. Спустя некоторое время тест делается повторно – при этом важно не менять расположение спасительной платформы. Оценивается время, за которое грызун спасается от утопления.
• Тест «Укрытие» позволяет одновременно оценить количественно уровень тревоги и импульсивности животного, исследовательское поведение, изменение пищевых предпочтений. Грызун помещается в небольшое прямоугольное укрытие, которое находится в углу открытого поля в начале эксперимента. В противоположном углу от укрытия в зоне видимости животного находится корм – пищевой стимул. Оценивается время первого выхода из укрытия, время первого подхода к корму, общее время, проведенное вне укрытия, число «выглядываний» из укрытия и многие другие паттерны поведения.